English in English Suomeksi Suomeksi

аэропорт

История существования аэропорта в посёлке Хелюля уходит корнями в период финского владения Приладожьем. Достаточно мало известно о жизни аэропорта в довоенные годы - в 1940-1941 гг. в Хелюля базировался 153 истребительный авиаполк. История освоения аэропорта в советское время начинается в первые послевоенные годы, когда было решено восстанавливать и готовить к эксплуатации предприятия и сооружения, оставшиеся от прежних хозяев региона. Официально аэропорт существует с 1939 года - тогда взлётно-посадочная полоса была грунтовой, был соответствующий дренаж, однако от долгого простоя территория аэропорта заболотилась, и через некоторое время возникла необходимость реконструкции. 20 декабря 1977 года была закончена асфальтно-бетонная взлётно-посадочная полоса, было построено здание аэровокзала.

Здание аэровокзала

Начиная с 1966 года до настоящего времени аэропорт возглавляет Виктор Степанович Афонин. Штат сотрудников в советские времена составлял 17 человек (из них четыре кассира), затем штат сократился до 8 человек. В 1966 году помимо патруля и спецрейсов геофизических и геологических экспедиций из аэропорта осуществлялись два рейса на Ленинград; в 70-х годах наметился значительный рост в пассажироперевозках - аэропорт ежегодно обслуживал до 10 000 пассажиров. Летом, в период максимальной загрузки, ежедневно совершалось 6 рейсов на Петрозаводск и 2 рейса на Ленинград. К каждому рейсу подходил рейсовый (№ 1) автобус из Сортавала - руководство аэропорта составляло расписание рейсов и затем согласовывало его с автотранспортным предприятием города. Аэропорт в основном перевозил пассажиров, грузы воздушным путём доставлялись редко - иногда привозилось оборудование для школы; велось тесное сотрудничество с СМЛК, который нередко помогал аэропорту. В 1989 году закончена ещё одна реконструкция взлётно-посадочной полосы - её удлиннили для приёма самолётов АН-28; ранее же аэропорт принимал в основном самолёты АН-2 и вертолёты. Были также и гидросамолёты - раньше гидропорт базировался в районе военной части, а затем он был перенесён в район гидрогородка.

Удлинённая взлётно-посадочная полосаС начала своего существования аэропорт Сортавала принадлежал Петрозаводскому авиаотряду, позднее - авиапредприятию; после его закрытия в течение двух лет аэропорт носил статус Муниципального Предприятия Сортавальский Аэропорт. В 1999 году аэропорт передан в ведение Северно-Западной Базы Авиационной Охраны Лесов От Пожаров И Обслуживания Лесного Хозяйства. В настоящее время аэропорт патрулирует близлежащие леса на предмет возгорания. Ежегодно из Владимира прилетают два самолёта, оборудованные для тушения пожаров. Вертолёты МИ-8 используются для вывоза бригад пожарных. Ежегодно проводятся пожарные тренировки - со всей Карелии собираются пожарные десантники-парашютисты для тренировочных прыжков с парашютом, спуска по верёвке. Такие тренировки проводятся перед началом очередного сезона и они являются обязательной подготовкой перед реальной работой. Каждый год весной и летом в небе можно увидеть белые купола парашютов, спускающиеся в район аэропорта.

В настоящее время аэропорт не осуществляет коммерческих перевозок по финансовым причинам - час эксплуатации самолёта АН-28 стоит примерно 7,5 тысяч рублей, вертолёта МИ-8 - 13 тысяч. Хотя в конце 80-х годов был подготовлен проект по расширению аэропорта до международного - сотрудничество с Финляндией было бы взаимовыгодным - однако составленный проект был отправлен в Москву и там его застиг период распада Советского Союза, поэтому он так и не увидел своей реализации. В зимнее время взлётно-посадочная полоса на расчищается от снега, очищается лишь небольшая площадка для вертолёта МИ-8, осуществляющего рейсы на Валаам.

назад